О некоторых методах прогнозирования и оценки рисков криминализации несовершеннолетних и социальнопсихологический портрет несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств
В настоящее время в профилактической работе с подростками рекомендованы структурированные методы прогнозирования и оценки рисков криминализации несовершеннолетних. С этой целью в сентябре 2021 года Министерством образования Республики Беларусь в регионы направлены методические материалы по реабилитации и ресоциализации детей, практикующих поведение, вступающее в конфликт или контакт с законом.
Программа предусматривает индивидуализированный подход в работе с каждым несовершеннолетним. При реализации программы рекомендуется использовать адаптированный российскими коллегами метод структурированной оценки риска совершения несовершеннолетними правонарушений «Оценка риска и возможностей» (далее - ОРВ).
Методика ОРВ рассматривает такие сферы, как:
- криминальная история подростка (опыт совершения правонарушающих поступков, учитывая не только официально зарегистрированные факты, но и те, о которых подросток или его окружение готовы сообщить в работе с методикой);
- семейные обстоятельства;
- образование и занятость (первичная и вторичная);
- взаимоотношения со сверстниками;
- опыт употребления психоактивных веществ (подростком и/или его ближайшим окружением, место алкоголя и ПАВ в системе ценностей подростка);
- опыт дисциплинирования и организации времяпрепровождения подростка (со стороны самого подростка, его родителей и педагогов); - личностные особенности и характеристики; - ценностный аспект.
В процессе применения методики ОРВ специалистам предоставляется возможность оценки основных потребностей несовершеннолетнего, степени их удовлетворения, а также традиционных способов, практикуемых подростком и его окружением для их реализации, в том числе определить степень их асоциальности и криминальности.
2
К социально-психологическим факторам риска совершения правонарушений несовершеннолетними относят:
- Финансовые/жилищные проблемы: в настоящее время семья переживает финансовые или жилищные проблемы.
- Неблагоприятные жилищные условия: у подростка отсутствуют минимально необходимые условия проживания - нет жилья вообще или постоянного места проживания (регистрации).
З. Культурные/этнические вопросы: семья испытывает трудности, связанные с культурными, этническими или религиозными различиями.
- Криминальная наследственность: близкие родственники (родители, братья или сестры) неоднократно совершали преступные действия.
- Эмоциональное и психическое расстройство: один или оба родителя страдают или страдали психическими заболеваниями.
- Злоупотребление наркотиками/алкоголем: один или оба родителя страдают или страдали наркотической или алкогольной зависимостью.
- Развод: разведены и/или находятся в состоянии развода, у родителей происходит или имел место недавно супружеский конфликт отношений.
- Серьезные эмоциональные травмы в семье: связанные со смертью или тяжелой хронической болезнью в семье, распадом семьи, или кризисом схожего типа.
- Отсутствие сотрудничества со стороны родителей. Один или оба родителя не интересуются проблемами подростка, не принимают участия в их решении.
- Жестокое обращение со стороны отца: отец проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении когото из членов семьи.
- Жестокое обращение со стороны матери: мать проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении когото из членов семьи.
- Социально-педагогическая запущенность: подросток находится в ситуации отсутствия родительского или общественного контроля; в жизни подростка были периоды, когда он находился без родительского или общественного контроля.
- Угроза со стороны третьих лиц: подростку угрожает опасность со стороны других лиц.
Психологические причины преступности несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков, кроющиеся в их собственной личности, главным образом состоят в следующем. Во-первых, противоречие между физиологией и психологией у несовершеннолетних.
Несовершеннолетние характеризуются опережением в физиологическом развитии и относительным отставанием в психологическом развитии, так что у них в процессе роста встречаются различные противоречия, такие, как противоречие между высокой энергией и низкой способностью саморегулирования, между любопытством и низкой способностью различения; между зрелостью сексуальной функции и отсутствием моральных ценностей; между субъективной оценкой (в том числе самооценкой) и объективной реальностью. Если вышеуказанные противоречия не получают правильного руководства, то они могут выступить мотивацией совершения преступления несовершеннолетним. В характеристике мотивов и целей противоправного поведения несовершеннолетнего в сфере незаконного оборота наркотических средств важно то, что на содержание и направленность принятия волевого решения на совершение соответствующего преступления решающее влияние оказывают: антиобщественные, индивидуальные взгляды личности несовершеннолетнего, весь сложный комплекс ее характеристик социальный, социально-психологический портрет конкретного человека; факторы внешней среды.
Большинство несовершеннолетних, совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, не имея основных юридических знаний, не знают, являются ли преступлениями совершаемые ими общественно опасные деяния, будут ли они привлечены к уголовной ответственности за данные деяния. У некоторых из них имеются определенные юридические познания, но еще не сформировалась концепция законопослушания, так, что они не могут контролировать и регулировать свое собственное поведение в соответствии с законом, что отличает несовершеннолетних преступников от взрослых.
Серьезными проблемами семейного воспитания являются неполная семья и небрежное воспитание детей. Ускоренное социальноэкономическое развитие, идеологические изменения и масштабные миграционные потоки в стране воздействуют на устойчивость брачных отношений. Развод, раздел детей, повторный брак становятся все более часто встречающимися явлениями, приводящими к негативным изменениям в составе семьи, где дети (подростки) живут без достаточной поддержки и надлежащего контроля со стороны родителей, так что некоторые из них начинают искать «близких друзей» среди сверстников. В то же время развитие рыночной экономики изменило традиционный образ жизни граждан, так что часть родителей все время занята своей работой, чтобы заработать деньги, не имея времени заботиться о жизни и учебе детей. Последние, в конечном счете, предоставлены сами себе.
4
При изучении личности лица, совершающего преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, среди прочих успешно применяется статистический метод. Он даёт возможность описать среднестатистический портрет преступника.
Справочно: в 2021 году следственными органами области рассмотрены либо находятся на рассмотрении около 50 фактов совершения несовершеннолетними преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических среДств, по которым задержано 37 учащихся учреждений общего среднего и профессионального образования, из них 14 — Девушки, 23 — юноши. Обучаются в учреждениях общего среднего образования — 18, в учреждениях профессионального образования — 17, не учатся и не работают — 2.
Воспитываются в полных семьях — 19, в неполных семьях — 12, являются Детьми из числа Детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения роДителей — 6 (4 — замещающие семьи, 2 — на государственном обеспечении в учреждениях образования).
Воспитываются в многодетных семьях — 6 задержанных.
В отношении 6 учащихся имелись свеДения о признаках семейного неблагополучия (проводилось социальное расследование) либо были признаны находящимися в социально опасном положении, в отношении 7 задержанных провоДилась инДивиДуальная профилактическая работа. По успеваемости, отношению к учебе характеризуются поразному, в связи с чем выявить закономерность не преДставляется возможным. Вместе с тем пеДагогическими работниками, в т. ч. выявившими вовлечение несовершеннолетних в преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (Мозырский ГПК, Мозырский ГПЛ строителей), отмечаюсь изменение поведения учащихся — вызывающее, Дерзкое, конфликтное, изменение круга общения — распаД прежних Дружеских связей, появление Денежных средств, а также изменения отношения к учебе — пропуск занятий без уважительных причин, опозДание на первые уроки, равнодушное отношение к поДготовке заданий, нарушение Дисциплины и т.д. Также 4 учащихся не были охвачены внеурочной занятостью, в т. ч. в 2 случаях по причине отказа роДителей.
О роде такои Деятельности поДростки узнают через сеть Интернет. Практически все поДростки были вовлечены в торговлю наркотическими среДствами через социальную сеть «Вконтакте» (27 поДростков), мессенДжер «Телеграм» (З пофостка), а также от знакомы и друзей (7 подростков).
Таким образом, среднестатистический социально-психологический портрет несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, имеет следующие черты: юноша, 14-17 лет, учащийся старших классов учреждения общего среднего образования/учреждения профессионального образования, воспитывающийся в семье, имеющей те или иные критерии неблагополучия (как социального так и психологического), не вовлеченный во внеурочную занятость, имеющий негативное отношение к социально полезной деятельности, корыстную мотивацию совершаемых поступков, активно посещающий сеть Интернет, в частности социальную сеть «Вконтакте», в том числе с использованием мобильного телефона, ранее не имеющих проблем с законом и не попадавших в поле зрение милиции.
Памятка для несовершеннолетних
Административная ответственность
Комиссия по делам несовершеннолетних Петриковского районного
исполнительного комитета
Дорогие ребята!
Чтобы наше государство было сильным и независимым, чтобы в стране был достаток и порядок, чтобы люди в ней жили благополучно и счастливо, нужно соблюдать и уважать общие правила жизни – Законы Республики Беларусь!
Статья 19.1. Мелкое хулиганство
Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный
порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, – влекут наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин.
Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения
1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного
взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
3. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 базовых величин.
5. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте – влекут наложение штрафа в размере от 10 до 15 базовых величин
Статья 19.6. Заведомо ложное сообщение
1. Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, – влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин.
2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от20 до 30 базовых величин
Статья 19.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах
Курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в местах, где они в соответствии с законодательными актами запрещены, – влечет наложение штрафа в размере до 4 базовых величин
Несовершеннолетнего могут привлечь к административной ответственности за большинство правонарушений, записанных в Кодексе об административных правонарушениях Статьей 4.2. КоАП РБ определен возраст, с которого наступает административная ответственность.
Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания
1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, – влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.
2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания – влекут наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.
Статья 10.2. Оскорбление
Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, – влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.
Статья 11.1. Мелкое хищение
Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно попытка такого хищения – влекут наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин.
Статья 11.3. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества
Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, – влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин.
Статья 11.4. Присвоение найденного имущества
Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада – влечет наложение штрафа в размере до 5 базовых величин.
Статья 18.14. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления
1. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, –
влекут наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Статья 18.20. Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)
1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом (прим: нахождение без светоотражающего элемента на проезжей части дороги в темное время суток), лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, –
влечет наложение штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин.
Статья 18.15. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)
1.Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, при наличии абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации до 0,8 промилле включительно или наличии паров абсолютного этилового спирта в концентрации до 380 микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха включительно – влечет наложение штрафа в размере 100 базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком на три года.
2. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения при наличии абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации свыше 0,8 промилле или наличии паров абсолютного этилового спирта в концентрации свыше 380 микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влекут наложение штрафа в размере 200 базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком на пять лет.
3. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влечет наложение штрафа в размере от 50 до ста базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком на три года.
ПОРЯДОК
организации и проведения в учреждениях образования Гомельской
области дня инспектора инспекции по делам несовершеннолетних
территориального отдела внутренних дел
1. Сотрудники ИДН территориальных ОВД посещают учебные заведения в течение месяца не менее 1-ого раза, дату и время посещения учреждение образования предварительно согласовывает с начальником ИДН (старшим участковым инспектором ИДН). 2. Предоставление учреждением образования инспектору инспекции по делам несовершеннолетних (далее - инспектор) социального паспорта учреждения образования, списков несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учёта, входящих в «группу риска», перечень мероприятий, проводимых в этот день в учреждении образования (родительское собрание, педсовет, совет профилактики, культурномассовые и другие мероприятия). 3. Информирование администрацией школы преподавателей, родителей о дате и времени проведения дня инспектора (за 7 дней до проведения дня инспектора). 4. При посещении учреждения образования сотрудник ИДН: - проводит индивидуальные, групповые профилактические беседы правовой тематики с учащимися и их родителями; - участвует в родительских собраниях, педсоветах, советах профилактики, культурно-массовых и других мероприятиях; - осуществляет мониторинг посещаемости занятий учащимися, с которыми ИДН проводит ИПР; анализирует обеспечение администрациями учреждений образования сохранности личного имущества учащихся, педагогов и иных граждан, выполнение «стандарта безопасности»; изучает состояние воспитательной работы с несовершеннолетними, с которыми ИДН проводит ИПР, в кружках, секциях, общественных формированиях; 2 * - по согласованию с учреждения образования посещает со специалистами СППС семьи, в которых воспитываются несовершеннолетние, требующие к себе повышенного внимания со стороны субъектов профилактики. 5. О результатах проведённых мероприятий сотрудник ИДН докладывает начальнику ОВД или его заместителю в установленной ведомственными нормативными актами форме (рапорт, справка). 6. Начальник отдела внутренних дел или его заместитель осуществляет контроль за посещением учреждения образования сотрудником ИДН. 7. В случае выявления причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ИДН в соответствии со ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» информирует заинтересованные органы, вносит предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений.
Статья 30. Основные права обучающихся Кодекса Об образовании
1. Обучающиеся, кроме обучающихся, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
1.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;
1.2. одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;
1.3. перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
1.4. перевод для получения образования по другой специальности, в том числе при наличии медицинских противопоказаний к обучению по получаемой специальности, присваиваемой квалификации, в другой форме получения образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
1.5. восстановление для продолжения получения образования в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, в случаях и порядке, установленных статьей 69 настоящего Кодекса;
1.6. обучение и воспитание в соответствии с настоящим Кодексом в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
1.7. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
1.8. уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
1.9. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
1.10. бесплатную коррекцию нарушений в физическом и (или) психическом развитии в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования, коррекционно-педагогическую помощь в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы основного, дополнительного и специального образования;
1.11. пользование учебниками и учебными пособиями;
1.12. обеспечение стипендией и другими денежными выплатами;
1.13. обеспечение местом для проживания;
1.14. возмещение расходов по найму жилого помещения (его части) в случае необеспечения жилым помещением (его частью) в общежитии;
1.15. кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;
1.16. отпуска, каникулы, каникулярные отпуска;
1.17. бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования;
1.18. получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
1.19. поощрение за успехи в учебной, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;
1.20. участие в управлении учреждением образования;
1.21. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;
1.22. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;
1.23. участие в профессиональных союзах, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
1.24. обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.
2. Иные права обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, договорами в сфере образования, заключаемыми при получении образования.
3. Права обучающихся, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, устанавливаются настоящим Кодексом и законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Учащиеся государственных учреждений образования (филиалов государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
4.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;
4.2. перевод для получения образования по другой специальности, в том числе при наличии медицинских противопоказаний к обучению по получаемой специальности, присваиваемой квалификации, в другой форме получения образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
4.3. восстановление для продолжения получения образования в учреждении образования в случаях и порядке, установленных статьей 69 настоящего Кодекса;
4.4. обучение и воспитание в соответствии с настоящим Кодексом в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
4.5. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
4.6. уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
4.7. получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
4.8. каникулы;
4.9. бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной и производственной базой учреждения образования;
4.10. пользование учебниками и учебными пособиями;
4.11. участие в спортивно-массовых мероприятиях, общественной, экспериментальной деятельности;
4.12. поощрение за успехи в учебной, общественной и экспериментальной деятельности, участие в спортивно-массовых мероприятиях;
4.13. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией.
5. При подготовке кадров по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций, таможенных органов в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности прав обучающихся.
Статья 31. Основные обязанности обучающихся
1. Обучающиеся обязаны:
1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего распорядка в общежитиях;
1.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
1.5. не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;
1.6. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, договорами в сфере образования, заключаемыми при получении образования.
3. При подготовке кадров по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций, таможенных органов в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности обязанностей обучающихся.
Источник: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243 – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь