ШЕСТОЙ ГОД: РУКА ГОТОВИТСЯ К ШКОЛЕ
Выпускной год в "дошкольном университете" — самый ответственный. Опытный педагог, даже не пользуясь специальными "диагностиками", определит, насколько готов ребенок к школе, и посоветует родителям, чем в "решающий годовой этап" следует позаниматься.
Психологи будут говорить на родительских собраниях о проблемах "неготовности", к которым относятся чрезмерная игривость, инфантильность, недостаточная самостоятельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, излишне вялая, или наоборот, напряженная рука, неточные движения, нескоординированность их.
Специалисты предупредят, что муштрой, "дрессировкой" помочь нельзя — можно только воспитать отвращение к школе, к учебному труду.
Конечно, если развивали руку с рождения, то на шестом году жизни, благодаря упражнениям и созреванию соответствующих областей головного мозга, ребенок способен выполнять точные тонкие движения, а если нет.
Неподготовленный ребенок даже в повседневной жизни нуждается в посторонней помощи, не понимает заданий и не может выполнить их самостоятельно, не справляется с задачами, решение которых требует хорошо развитой тонкой моторики, он с трудом улавливает различия в свойствах предметов, у него не развита произвольность, в том числе произвольная память.
Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, даже для его физического и психического здоровья.
Поэтому для каждого будущего школьника подбирается собственная программа с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Упражнения на развитие ручной умелости "прописываются" обычно каждому. На шестом году жизни дети совершенствуют (или, к сожалению, только осваивают) способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя такие материалы, как ткани, бумагу, древесину, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяют орудия труда, инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линейки, лекала, трафареты, циркули, ножи, ножницы, клещи, пилу, молоток, гвоздодер, грабли, метлу, щетки, лейки, лопаты.
Кроме практических умений, развивают способности, позволяющие осуществлять деятельность: умения планировать, намечать цель труда и подбирать нужные материалы и средства; знания, какие действия надо совершить и в какой последовательности, стремление участвовать в труде взрослых и понимать значение и цель их труда, уважать его.
В любой детской полезной деятельности, называемой "продуктивной", в детском труде развиваются ручные и умственные умения и навыки, совершенствуется мускулатура кисти, пальцев, формируется воля, организованность и исполнительность — все то, что необходимо для школы.
Хорошо подготовленные дети в этом возрасте интересуются счетом, чтением и письмом, овладевают этими умениями успешно и с интересом, особенно на играх и материалах Монтессори. Но так как для письма, имеющего сложнейшую психофизиологическую структуру, включающую механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, производить звуко-буквенный анализ), слабые дети не готовы, то заставлять их писать насильно нельзя. Отрицательные эмоции блокируют работу мозга и его экспрессивного органа — руки. Придется действовать обходным путем.
Можно рисовать, писать в воздухе руками, лепить буквы, цифры.
Л. С. Выготский советовал начинать письмо с рисования, а в одной из своих работ приводил пример того, как древние иудеи выпекали своим детям буквы из теста, а имена струйкой меда отливали «писали» на доске, которую потом дети вылизывали с аппетитом, — так язык "запоминал" графический облик слова лучше, чем глаза.
Доктор М. Монтессори также предложила "ручное" и сенсомоторное обучение письму — чтению и методику специального рисования и штрихования (рис. 35). Все обучение графической речи она разработала как игровое обучение новому способу общения; общение с помощью рисунков и подписей к ним, общение через игру в почту, в телеграф, общение поздравительными посланиями.
Детям всегда интересно изготовить что-то предметное "весомое, зримое", и потому открывается "книгоиздательство" и журнально-газетное дело: кто рисует, а кто "интервью" берет, а кто-то пишет заметку. Многие дети осваивают чтение, когда заинтересуются печатной машинкой или "печатанием" букв на основе штампов, печатей.
Ребенок развивается успешнее, если у него есть возможность учить более младшего, слабого, помогать ему. "Уча другого, учусь сам" — девиз ребенка шестого года жизни. В семьях, случается, учить больше некого — или все дети более старшие, или ребенок — единственный. В группе Монтессори дети шестого года жизни выполняют роль "маленького учителя". Такая роль дисциплинирует, заставляет увидеть себя со стороны и понять трудности тех, кто занимается обучением. А при обучении приходится говорить, пояснять, объяснять, рассказывать, пользоваться речью как средством общения, познания, регуляции поведения и планирования.
Ребенок шестого года жизни должен уже быть достаточно свободным. А свободным он становится настолько, насколько стал самостоятельным: самостоятельным в обслуживании себя, других, в общении, в решении житейских задач, в "самопрезентации" и самозащите: и в словесной и даже физической (подраться и помириться нужно тоже уметь).
Почти идеальный образ такого "подготовленного к школе ребенка создал великий педагог, философ и писатель Л. Н. Толстой. Герой его известного рассказа "Филиппок" сам решил пойти в школу учиться, и для этого он зимой сам одел себя, сам нашел нужные вещи, собрался и вышел на улицу, сам преодолел большое расстояние по незнакомой улице, где были злые собаки, сам решился открыть тяжелую заледеневшую школьную дверь и сам себя детям и учителю отрекомендовал, хотя и после некоторого замешательства: детей незнакомых в классе было много, да и взрослый дядя-учитель никакими вопросами "наводящими" совсем не помогал. Зато этот же учитель, несмотря на то, что Филиппок всего-то несколько букв знал и "ф" с "х" путал, и при этом еще и хвастливо успел сообщить, что он "страсть какой бедовый" (в значении "сообразительный"), в школу его записал. Незнающего даже азбуки, неумеющего свое имя написать, по годам не доросшего до школьника?!
Почему? На современном психолого-педагогическом языке обоснование учителя прозвучало бы так: за самостоятельность, за высокую степень школьной мотивации (т.е. за большое желание учиться), за умение защитить себя и заявить о себе ("самопрезентация"), за умение находить друзей и дружить (помните, как дети деревенские за Филиппка переживали, стремились его поддержать). А наши с вами воспитанники похожи на Филиппка? Если да — то к школе мы их подготовили правильно.
Литература: Любина, Г.А., Желонкина, О.В. Рука развивает мозг / Г.А. Любина, О.В. Желонкина. – Мн. – 2002.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА
К ШКОЛЕ
Готовность ребенка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.
Обязательно подлежит проверке следующее:
1) правильность произношения всех звуков, особенно свистящих, шипящих:
2) умение различать звуки речи на слух, т.к. оно является предпосылкой овладения грамотой:
• если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма;
• к 6 годам ребёнок может назвать звуки, которые находятся в начале, середине, конце коротких (из 3-4 букв) слов (дом, пол, соль);
3) словарный запас ребёнка 6 лет должен составлять не менее 2.000 слов:
• в словаре ребёнка должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, их детёныши, профессии, инструменты, насекомые. Ребёнок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных групп;
• ребёнок должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т.д., как этот предмет можно использовать;
• уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением;
4) умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания (лампа — лампы, стул — стулья, лоб — лбы):
• уметь согласовывать прилагательные с существительными, существительные с прилагательными, существительные с числительными (дерево какое?..., три шара, а пять —... ?);
• понимать и употреблять предлога (на, в, под, около, из-за, из-под);
5) владение связной речью:
• умение ребёнка дать развёрнутый, понятный для постороннего человека ответ на вопрос. Умение понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий (попросить ребёнка пересказать сказку, содержание мультфильма, рассказать о событии из его жизни, обратить внимание на сохранность логической последовательности событий, правильность построения самих предложений текста;
• умение составить рассказ по картине. В рассказе должны присутствовать начало, кульминация, конец. Ребёнок должен уметь закончить начатый взрослым рассказ и т.д.
Уважаемые родители!
Если знания и умения ребёнка по некоторым параметрам не соответствуют требованиям, незамедлительно обращайтесь к логопеду, а также к психологу для дальнейшей коррекционной работы с ребёнком!
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ?
І этап. Выполняйте как можно больше заданий вместе с ребёнком. При этом внимательно смотрите, как он выполняет то или иное задание. Ваша задача — понять, каких именно знаний и умений у ребёнка нет и помочь ему овладеть ими.
II этап. Ребёнок самостоятельно, не отвлекаясь, выполняет небольшую часть заданий. Каждое удачное выполнение должно отмечаться. В случае неудачи не ругайте ребёнка, а разберитесь вместе, что ему помешало всё хорошо сделать. Ваша задача — научить ребёнка чувствовать радость от первых успехов.
III этап. Постепенное увеличение самостоятельной работа, вплоть до того, что ребёнок сам делает все уроки, Но при этом вы присутствуете в комнате, занимаясь своими делами, и по первому зову готовы прийти на помощь. Ваша задача — быть рядом, но без просьбы не вмешиваться.
IV этап. Ребёнок делает задания самостоятельно. Вы при этом не присутствуете. Для того чтобы он не отвлекался, можно поставить перед ним часы. Пусть он сам намечает, сколько времени нужно, чтобы выполнить то или иное задание (сначала с вашей помощью). Вы проверяете выполнение всех заданий (устных и письменных). Ваша задача — только контроль.
И ещё несколько советов:
• признавайте право ребёнка на ошибку;
• научите его относиться к ошибкам и неудачам как к естественному и даже необходимому, когда учишься;
• учите ребёнка находить ошибки, проверять и контролировать себя;
• научите его использовать ошибки для того, чтобы лучше понять и узнать.
Литература: Л. Коренева, Ребенок на пороге школы / Л. Коренева // Пралеска. –2006. – № 6. – С. 52.
ГОТОВ ЛИ МОЙ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?
Подготовить старших дошкольников к обучению в школе — одна из главных задач воспитателей и психологов. Однако объем знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую значительно превышает то, что требуется в первом классе школы. Занятия с педагогами дополнительного образования, посещение первых классов при гимназиях и лицеях, различных «групп подготовки к школе» в развивающих центрах, домах культуры и т. п., а также наличие в свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступает в школу, так сказать, «интеллектуально подготовленными». Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседование при зачислении в первый класс (хотя по правилам это вовсе не обязательно: ребенка должны принять в школу без всяких проверок и собеседований), а вот уже в школе начинаются проблемы.
Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе, — это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве.
Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребенок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8-9 лет, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно и облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний).
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня физической зрелости. Однако в области социального, эмоционально-личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, подобного упомянутому выше интеллектуальному «натаскиванию», успеха достичь невозможно. В результате в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться — учителя или соседа по парте.
Таким детям непросто найти свое место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью (это, кстати, беда 90% первоклассников). Данные опросов учеников первого класса показывают, что от школы они ждут в первую очередь возможности «приобрести новых друзей», «надеть красивый рюкзачок», «понравиться учительнице», «не спать днем», «гулять, когда ребята в садике еще не вышли». Детям нравятся «занавески в классе», «вкусные булочки», «перемены, где бегают», «тетрадки с котенком на обложке», «что все вещи новые» или льстит, что теперь они «взрослые почти что», «встают сами по будильнику», что «некоторые еще не пошли в школу и остались в саду». Эти ответы свидетельствуют о том, что восприятие школы детьми 6,5-7 лет далеко от того, что от них ожидают взрослые, и по сути своей они еще дошколята.
Что же нужно сделать? Родители еще в старшей группе могут объяснить детям, зачем ходят в школу. Лучше сделать это в форме игры («Угадайте, что такое особенное делают только в школе») или в доверительной беседе. Родители тоже должны быть подготовлены к разговору с ребенком на эту тему. В «родительском уголке» можно вывесить список тем для бесед с малышом, сценарии игры в «школу» (с игрушками и с детьми-партнерами), картинки из школьной жизни для обсуждения. Например, на одной картинке нарисована девочка, делающая уроки, на другой — два мальчика, бегающие друг за другом на перемене, на третьей — стол с книгами и ящик с игрушками, а между ними растерянный мальчик. Спросите ребенка, какая картинка ему больше нравится, какая больше похожа на жизнь школьника, что он выбрал бы сейчас — уроки или игрушки, а что — когда пойдет в школу.
Можно разложить на отдельном столике в группе книги или даже учебники для первого класса и написать: «Эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые наверняка заинтересуют детей (в каждой группе интересы могут быть свои, и знают о них лишь педагог и родители): «Почему звездочки светят? Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? Как устроены роботы? Все это вы узнаете в школе».
Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее.
Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готовность.
Простейшую проверку психологической готовности могут провести воспитатель, психолог или сами родители.
Выясните, умеет ли будущий школьник
• заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
• правильно понимать с первого раза простейшие задания — например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);
• действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
• действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого: «кружок — квадрат, кружок — квадрат», а потом самостоятельно, но с той же скоростью);
• хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх — низ, над — под, направо — налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: «три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три направо, три вниз» и т.д.);
• ориентироваться в понятиях больше — меньше, раньше — позже, сначала — потом, одинаковое — разное;
• запоминать короткие стихотворения.
Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру.
Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину (например: «Мне грустно потому, что все ушли, а я не люблю быть один»). Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо подойдет к воспитателю и попросит.
При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком-то деле надолго приводит к ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего (в том числе учебного материала) резко снижается. Поглощенные своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению. Иногда ребенок может показаться глупым, неспособным, особенно в стрессовой ситуации: на вступительном собеседовании, экзамене, тестировании, а в дальнейшем при ответе у доски.
С тревожными и аффективными детьми психолог детского сада должен работать в союзе с родителями. Уже к 6-6,5 годам, возможно, научить ребенка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с приемами «самоуспокоения» (например, «уговаривать самого себя»: «Все хорошо, все сейчас пройдет, я успокоюсь, все получится...»). При этом важно избегать формулировок с частицей «не»: «Не надо плакать», «Мне нельзя нервничать» и т.п.
Нужно научить ребенка простейшим дыхательным упражнениям (10 глубоких вдохов-выдохов), технике «отстранения» (представить, что все неприятности отгорожены толстым стеклом, текучей водой и т.д.).
Родителям даются рекомендации, как реагировать на аффективные вспышки ребенка,— помогать ему, а не впадать в ярость или панику вместе с ним.
Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», замедленным «мямликам», застенчивым «нелюдимам» и юным «агрессорам». Они требуют особого внимания и при подготовке к школе, и в процессе обучения в первом-втором классах. Такие дети вряд ли смогут сами готовить уроки, им обязательно потребуется помощь родителей. Поэтому «продленка» здесь нежелательна, целесообразнее организовать жизнь ребенка с нормированными, посильными ему нагрузками и помощью взрослых.
Дети с органическими или функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами (заикание, энурез, страхи, навязчивые состояния) постоянно должны находиться под наблюдением медиков и психологов как в детском саду, так и в школе. Для них недопустимо раннее начало обучения, работа по программам повышенной сложности.
Если же малыша, еще не готового психологически к обучению в школе, родители все-таки отдают в лицей или гимназию, то необходимо сделать все возможное для обеспечения щадящего режима (малочисленный класс, индивидуальный подход, полноценный отдых).
В целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.
Литература: Раншбург, Й. Секреты личности / Й. Раншбург. – М.: Педагогика. – 1983.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
(шестой-седьмой годы жизни)
К концу пребывания в детском саду ребенок превращается в довольно пропорционально сложенного человека. Это естественно — идет активная физиологическая перестройка, созревание организма, интенсивно развиваются все жизненно важные системы. Но функциональные системы детского организма еще не сложились окончательно. Продолжает нарастать мускулатура как верхних, так и нижних конечностей. Относительно хорошо в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кисти. И это — еще одна причина утомления, жалоб ребенка («болит рука»), которые можно услышать от него, скажем, при зарисовке на бумаге большого пространства. Совершенствуется также сердечно-сосудистая система дошкольника.
Здоровье детей этого возраста при благоприятном образе жизни становится более крепким, организм легче справляется со сменами климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (легкие сквозняки, прохладный воздух, вода и т. д.).
В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармоничности физического развития и здоровьем, трудоспособностью и функциональным состоянием организма. У детей, имеющих отклонения в физическом развитии, более высокая заболеваемость. Они, как правило, неорганизованны, их внимание неустойчиво и непродолжительно. Для таких детей характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем как недисциплинированность.
Функциональные возможности организма детей в этот период создают фундамент для более крепкого здоровья по сравнению с возрастом двух-четырех лет. У детей возникает желание быть красивыми, здоровыми; появляются расстройства, огорчения от частых заболеваний. Частые и продолжительные болезни могут стать причиной «комплекса неполноценности». Дети начинают осознавать факторы, воздействующие на их здоровье. Функциональные возможности организма старших дошкольников создают базис для формирования физической и умственной трудоспособности.
Двигательная активность детей этого возраста гораздо выше по сравнению с младшим. Малая подвижность — чрезвычайно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблагоприятных факторов. Несформированность двигательной активности может отрицательно отразиться на школьном обучении.
Возрастают физическая и умственная работоспособность детского организма. Происходят изменения и в органах внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.
В этот период происходят и глубокие психические изменения. Связаны они не только с функциональной перестройкой организма, его взрослением. Ведь изменяется и социальный статус ребенка. Детей по-прежнему привлекает мир взрослых, вместе с тем они начинают понимать, что настоящий путь в этот мир лежит через школу. Шестилетний возраст — это тот период, когда формируется психологическая готовность к обучению в школе (интеллектуальная, социально-личностная, волевая). Кризис семи лет еще впереди. Сейчас же ребенок — еще дошкольник и до конца пребывания в вашей группе будет дошкольником, хотя и старшим. Поэтому воспримем как нормальное явление полимотивированность «фантазеров», связанную с поступлением в школу. Их тянет в школу не только желание учиться, но и новая обстановка, новое положение в жизни, обладание аксессуарами, связанными со школьной жизнью («У меня будет новый портфель!» и т. д.)- Главное сейчас — чтобы они захотели вступить на эту новую ступеньку, не боялись ее; чтобы их ожидания, связанные с поступлением в школу, базировались на благоприятном эмоциональном фоне. Мы заметим, как с возникновением стремления к школе и учебе будет меняться поведение наших воспитанников. Их будут привлекать не только специфические дошкольные виды деятельности (игра, рисование и др.). Все чаще, особенно у самых старших детей, будет возникать желание заняться «серьезным» делом, выполнять «ответственные» поручения, задания учебного характера. Даже играя в школу, дети все чаще начинают воспроизводить эти «серьезные» занятия — уроки письма, чтения начинают вытеснять не только свободное время, но и «уроки» рисования, физкультуры.
И все же ведущей для наших воспитанников остается игровая деятельность. Ребята любят играть, но их игры отличаются от игр младших детей. В этом возрасте можно наблюдать игры не только на бытовые сюжеты (дочки-матери и т. п.), но и расцветают игры на производственные темы, получают развитие игры на общественные темы. Главное содержание игр детей — уже не столько воспроизведение действий с предметами, сколько отношений с людьми и выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Именно из-за них чаще всего возникают детские конфликты. Увеличивается состав участников ролевых игр, значительно возрастает продолжительность существования игровых объединений. Еще до начала игры дети предварительно ее планируют, распределяют роли, отбирают необходимые игрушки, другие предметы, а в ходе игры постоянно контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, как должен вести себя тот или иной персонаж (чего не наблюдалось ранее). Если присмотреться и прислушаться к играющим детям, то можно заметить несколько типов взаимоотношений — стабильные межличностные (возникающие до начала игры), сюжетно-ролевые (обусловленные сюжетом и содержанием игры), организационно-деловые отношения по поводу игры.
Большое место в жизни ваших воспитанников занимают и режиссерские игры, а также игры с правилами (подвижные, дидактические), игры-драматизации.
Развивается и художественная деятельность детей — изобразительная, музыкальная, конструктивная, художественно-речевая. В ней проявляются и активно формируются художественные способности детей и вместе с тем идет приобщение их к общечеловеческой и национальной культуре.
Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы, ваши воспитанники все чаще включаются в экспериментирование.
Развивается и трудовая деятельность детей. Наши питомцы уже не только занимаются самообслуживанием, но и все чаще становятся реальными помощниками (вместе сажают растения, собирают урожай и т. д.).
Важной особенностью детей является появление зачатков новой для них деятельности — учебной. Они готовы обучаться по программе взрослого, умеют слушать и слышать педагога, вычленить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности, осуществить самоконтроль. Степень их проявления может быть различной: многое зависит от готовности конкретного ребенка к новой социальной позиции — позиции школьника.
Важную роль в психическом развитии детей играет общение, и прежде всего со взрослыми. Проявление ласки, деловое сотрудничество по-прежнему важны для них. Однако все большее место занимает внеситуативно-познавательное общение. Потребность в сопереживании, внимании со стороны взрослых удовлетворяется в новой форме общения — внеситуативно-личностной. Детям все интереснее становятся разговоры об окружающих людях, героях литературных произведений, фильмов и, безусловно, о самих себе. В таких беседах не только расширяются и углубляются представления детей, но, что очень важно, активно формируется их коммуникативная готовность к школе, к взаимодействию с будущим учителем. Не исчезает потребность детей и в общении с ровесниками. Их сотрудничество носит деловой, практический характер. Содержанием общения становятся не только эпизоды конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей.
В объединениях детей все выразительнее проявляется такой феномен, как общественное мнение по поводу тех или иных аспектов взаимодействия в игре, полезном труде, учебе. Ребенок учится согласовывать свои желания со сверстниками, соотносить их с групповыми и в то же время отстаивать собственные интересы. Так развиваются умения совместного планирования, формируются отношения взаимной ответственности и помощи.
Если вы присмотритесь к вашим питомцам, то заметите, что они по-разному ведут себя с окружающими, чувствуют возможную реакцию на свое поведение или конкретный поступок — они способны к рефлексии. В процессе совместной деятельности ребенок обучается ставить себя на место того или иного человека, в нем развивается способность сопереживать — эмпатия. Вообще взаимоотношения старшего дошкольника с людьми (как взрослыми, так и ровесниками) — наиболее мощный и важный источник его переживаний.
На основе чувства доверия к людям, стремления соответствовать требованиям взрослых, быть ими признанными возникает такое моральное чувство, как совесть. В процессе взаимодействия с окружающими получают свое дальнейшее развитие такие чувства, как гордость, стыдливость. Дети могут гордиться не только конкретными поступками, одобренными взрослым, но и своими положительными качествами, умениями, которые они сами осознают. Чувства все чаще становятся мотивом поведения детей.
Серьезные изменения претерпевает и мотивационная сфера детей. Вместе с мотивами, связанными со стремлением быть похожим на взрослых, большую побудительную силу у ребенка приобретают познавательные, соревновательные мотивы стремления к самоутверждению, желание сохранить хорошие взаимоотношения с ровесниками, улучшить свое положение среди них.
Для ребят характерны не только новые мотивы поведения. Они уже способны соподчинять их. Это новообразование — «одно из важнейших в развитии личности в дошкольном возрасте» (А. Н. Леонтьев). Оно позволяет отказаться от привлекательного в данный момент предмета или действия ради выполнения более важного, хотя, возможно, и более скучного дела. И то, какие мотивы преобладают у конкретного нашего воспитанника, определяет направленность всего его поведения. Безусловно, в шесть лет этот стержень только складывается, но определенную направленность в поведении конкретного воспитанника уже можно наблюдать (созидательную, эгоистичную, потребительскую, разрушительную...). Будем же в своем взаимодействии с детьми побуждать ценные для развития личности мотивы, опираться на них. Воображение, лежащее в основе творчества, особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте — в играх, рисунках, детских постройках, в созданных детьми мелодиях, танцах, стихотворениях.
Творческая активность наших воспитанников — в их стремлении не придерживаться готовых образцов, штампов, а искать собственные, оригинальные решения, в выражении своего личного отношения к окружающему как уже известными способами, так и самостоятельно придуманными...
Развивается у наших воспитанников и волевая сфера. Формируются основные элементы волевого действия: ребенок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилия для преодоления трудностей. На этом этапе развития существенно меняется степень произвольности движений ребенка, возрастает умение управлять ими и добиваться их точности. Произвольность проявляется в реакциях поведения и психической деятельности в целом. Заметим: более высоких результатов в волевом действии ребенок достигает при игровой мотивации и при положительной оценке его поведения со стороны ровесников и взрослых.
К шести годам у воспитанников формируется довольно высокий уровень познавательной деятельности. Вот основные достижения шестилеток в этой области:
• усвоена система общественно выработанных сенсорных эталонов, пользуясь которыми ребенок овладевает некоторыми рациональными способами обследования свойств предметов (рассматриванием, ощупыванием, прослушиванием и т. п.);
• доступно понимание общих связей, принципов, закономерностей, лежащих в основе научных знаний (знаний о взаимодействии организма и окружающей среды);
• дети обладают относительно большим объемом как стабильных знаний об окружающем мире и о себе, так и знаниями гипотетическими, проявляющимися в догадках, предположениях, вопросах;
• важным результатом интеллектуального развития ребят является достижение высокого уровня образного мышления, опираясь на которое они могут вычленять существенные свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения, создавать новое и оригинальное (в игре, рисунке, речевом и музыкальном творчестве, конструировании и т. п.). Ряд проблем решается уже с помощью словесно-логического понятийного мышления;
• одним из основных достижений шестилеток и показателем их готовности к обучению в школе является формирование предпосылок к усвоению знаковых систем (овладение счетными операциями, переход к оперированию числом и знаком, звуковой анализ слова, чтение, овладение нотными знаками и т. п.);
• старшие дошкольники овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память. К концу дошкольного возраста дети овладевают отдельными приемами логического запоминания. Вместе с тем преобладает непроизвольная память, легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая интерес. Продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание, предлагаемое детям, предусматривает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание, установление конкретных связей и т. д.).
Общаясь со своими воспитанниками, наблюдая их взаимодействие с окружающими, мы, безусловно, заметим, как изменилась их речь. Дети ко времени поступления в школу практически овладевают всеми сторонами родного языка — словарем, звуковым составом, грамматическим строем. Более того, наши питомцы начинают осознанно относиться к языку: у них развивается фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как отдельные элементы).
Дети используют различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную). Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь). Вторая сигнальная система приобретает все большее значение в регулировании (и саморегулировании) деятельности детей.
Шестилетний ребенок. Он на пути от беззаботного дошкольного детства к школьной жизни с ее непростыми требованиями, обязанностями. Готовность к школе, к обучению в ней — один из важных результатов психического развития в дошкольный период.
Литература: Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении //Базисная программа и методические