Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

100 адказаў на бацькоўскае "чаму?"

Дата: 17 апреля 2015 в 13:43, Обновлено 15 января 2017 в 18:47

СО СТАРШИМ СЫНОМ НАМУЧИЛАСЬ,

НЕУЖЕЛИ И С ЭТИМ БУДЕТ ТАКЖЕ?

Старший сын с самого начала плохо учился.  Одни двойки да замечания в дневнике приносил.  Сейчас кое-как заканчивает девятый класс и пойдет в ПТУ. Неужели и с младшим так же мучиться?

Маша в этом году пойдет в первый класс. Старшая Надя будет уже в пятом. Все эти три года мы учились вместе с ней. Уроки — только до мамы, читать — только с отцом, сама никогда не садилась. А теперь и вторая ученицей будет. Неужели и с ней так же придется? Караул, да и только!

Многие родители обращаются к психологам с опасениями, что подрастающие в семье малыши доставят им столько же хлопот и неприятностей, как и их первенцы.

Чаще всего эти опасения безосновательны. Второй, а тем более третий ребенок в семье обычно более самостоятелен и социально адаптивен, чем первый. К шести-семи годам такие дошкольники уже в состоянии без помощи взрослых решать большинство проблем, встающих у них на пути.

Стопроцентно гарантировать их высокую одаренность, конечно, нельзя, но можно с уверенностью сказать, что младший ребенок практически никогда не повторяет пути развития старшего. Речь не идет о будущих отметках, но младшие дети причиняют беспокойство родителям иначе, чем это делали их  старшие братья и сестры.

Чем объясняется такая несхожесть судеб детей одних и тех же родителей?

Биологи трактуют это уникальностью генетической программы. Педагоги объясняют различиями в характерах и способностях детей, психологи — различиями в опыте родителей и несхожими ожиданиями по отношению к своим отпрыскам и, соответственно, изменениями формирующей среды.

И все-таки опасения взрослых могут принести свои негативные плоды: у детей может развиться комплекс неудачника. Ребенок действует согласно сценарию поведения, усвоенному им в ходе родительского программирования.

Если без конца твердить малышу: «Один двоечник, и ты такой же разгильдяй растешь!», — то это приведет к неосознанному формированию у него установок на недостойное поведение, способное причинить много огорчений и ему самому и тому, кто это не уставал повторять. Всякий раз, как ребенок будет стоять перед выбором, в нем будет актуализироваться программа под названием «от меня не ждут ничего хорошего», и тогда малыш начнет совершать именно те поступки, которых так боялись его родители.

Чтобы несколько снизить опасения родителей, заметим, что, по нашим наблюдениям, 80% родителей оценивают второго ребенка, как менее проблемного, 95% взрослых более спокойно реагируют на учебные неудачи своих младших отпрысков, и практически все родители меняют стиль воспитательного взаимодействия с ребенком, если он не принес успехов в прошлом со старшими детьми.

Предоставьте растущему малышу возможность быть самим собой, и вы увидите, из него получится неплохой человек.

НУЖНА ЛИ РЕБЕНКУ МОЯ ПОМОЩЬ?

Катя — умная, воспитанная девочка. С трех лет ходит в сад. Нужно ли еще специально готовить ее перед школой? В чем должны заключаться наши действия?

Ваня и Никита — двойняшки. В августе им исполнится по семь лет. Ничем серьезным заниматься не хотят. Целыми днями возились бы у себя в комнате да потасовки устраивали. Можно ли здесь чем-то помочь? Сделать их более серьезными, что ли?

Артем у нас болезненный мальчик, склонен к простудным заболеваниям. Я уж его ничем особым не утруждаю. Этой осенью ему идти в  школу. Нужна ли ребенку какая-нибудь помощь со стороны семьи?

      Всякий ребенок нуждается в поддержке близких людей, тем более на пороге такого ответственного события, как поступление в школу. Рассказы о том, чему и как там учат, какими правами и обязанностями обладают школьники, помогают детям настроиться на учебный процесс, сформировать правильную установку.

Однако полагать, что от частоты и длительности таких бесед будет зависеть готовность ребенка к школе и его последующие успехи в обучении, по меньшей мере наивно. Все предшествующее развитие ребенка определяет то, как он переступит порог школы, каким станет учеником. Поэтому массированные занятия в последние месяцы, предшествующие началу обучения, могут лишь отвратить ребенка от школы. Забота о физическом здоровье и эмоциональном благополучии детей — лучшая помощь в этой ситуации и гарантия будущих успехов.

В книге Никитиных «Ступеньки творчества» собрано большое количество развивающих игр. Многие из них включены в программы развивающего обучения для дошкольников. Было бы очень неплохо использовать хоть часть этих игр, они рассчитаны на очень широкий возрастной диапазон (от полутора до десяти лет) и идеально подходят для развития важнейших познавательных функций — воображения, мышления, внимания, памяти. Заниматься можно вдвоем с малышом или всей семьей. Постепенно ребенок освоит их и станет заполнять развивающими играми свой досуг.

Дети дошкольного возраста практически все свое свободное время посвящают играм. И это нормально. Пусть игра не покажется несерьезным делом вечно занятым взрослым. Мы часто негодуем из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, или возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина и бумаги, истраченных на изготовление каких-то финтифлюшек. Но эти занятия — часть повседневной и кипучей жизнедеятельности. Результаты ее пока имеют значение лишь для самого дошкольника и существуют очень недолго — от нескольких минут до нескольких недель. Но именно они определяют продуктивность его умственного развития. Поэтому не будем отмахиваться от детских игр. Как говорят специалисты, игра — это серьезно!

Единственное, о чем должны своевременно позаботиться родители, — это об устранении у дошкольников дефектов речи. От четкости и правильности звукопроизношения, грамотности построения фраз в скором будущем будет зависеть оценка уровня интеллектуально­го развития ребенка в целом. Надеяться, что дикция и правильное произношение наладятся сами собой, можно лишь до пяти лет, после этого малышам требуется помощь специалистов.

Кроме речи важно позаботиться и о развитии мелкой моторики  руки ребят-дошкольников. Формирование навыков письма — это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, работа с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку к предстоящей трудной работе.

Заранее позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении малышей были не только куклы, машинки и книжки с картинками, но и альбомы-раскраски, конструкторы, наборы швейных принадлежностей и, конечно, глина и пластилин. Они должны появиться в вашем доме задолго до школы. Мамы могут привлечь своих детишек к переборке крупы для каши, а папам хорошо бы научить ребят работать отверткой. Все это, казалось бы, нехитрые дела, а польза от них огромная. Если ребенок любит слушать музыку, покажите ему, как выстукивать ритмически узор любимых мелодий двумя, а потом и тремя пальчиками.

Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они вынуждены будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать формирование мотивационной готовности к обучению.

Литература: Корнеева, Е.Н.  Эти загадочные  малыши (100 ответов на родительские  «почему») / Е.Н. Корнеева. – Ярославль: Академия развития. –1999.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.